Курс лекций по электротехнике Курс лекций по информатике Общая энергетика Начертательная геометрия Компьютерная графика История искусства Основные направления в искусстве

Художественные стилевые направления в искусстве

 АНТИЧНОЕ  ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический

тип искусства. Античностью  называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот

термин впервые получил распространение  среди писателей-гуманистов

Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней

из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние

культуры Египта, Месопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для

европейцев культура Древней Греции — древность особого рода. Это колыбель

европейской цивилизации. Греческий, а затем и латинский язык, произведения

искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью

европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и географией. В

том далеком времени не найти таких завоеваний  человеческого духа, которые

не имели бы в последующие века успешного продолжения.  Они не устарели,

несмотря на то, что содержание этих открытий уже давно принадлежит истории.

 Поэтому античную культуру мы называем классической (от лат. classicus

— первоклассный, образцовый), отсюда стиль Класcицизма,  ориентирующийся на

античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности, как

нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал  русский философ А.

Лосев .

 Историю античной культуры можно условно  разделить на пять основных

периодов:

 — «гомеровская Греция» (XI-VIII  вв. до и. э.— см. минойское

искусство);

 — период архаики (VII—VI вв. до н. э.— см. архаика);

 — период классики (V-три четверти IV в. до н.э.);

 — эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.— см. эллинизма

искусство);

  — культура Древнего Рима (I в. до н.э.— vb. н. э.).

 Характер античной  культуры и античного искусства складывался

стремительно-Если в Египте в течение нескольких тысячелетий мы наблюдаем,

по сути дела, неизменный образ жизни и мышления человека, то Греция за

несколько веков проделала огромный путь от архаики до того периода, который

мы называем классическим. Этому процессу способствовали особые этнические и

географические условия.

  Античное искусство возникло из трех основных потоков. Первый —

искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская,

или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа,

развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура

Кикпад, искусство золотых и бронзовых изделий. Второй поток — еще более

древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы

которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через

Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие

острова. И, наконец, третий источник  — культура дорийцев, племени

индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию  с севера и принесшего с

собой искусство геометрического стиля (см. дорийский  стиль). Этническую

основу античной культуры составили три основных племени:  ахейцы

гомеровского времени, пришельцы-северяне дорийцы и вытесненные ими  в Малую

Азию ионийцы (см. ионийский стиль). Все эти разнообразные элементы

соединились именно в Греции, положив начало развитию единой культуры,

ставшей впоследствии основой европейского искусства, чему в немалой степени

способствовали и уникальные географические факторы.

Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные условия и неповторимый  пейзаж. Это обстоятельство способствовало сохранности отдельных и еще очень слабых  очагов цивилизации от истребительных войн и массового переселения народов, какое  имело место, к примеру, в степных районах Азии.

 Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления на планете Земля. Отсюда величие  эллинского искусства, прежде всего — архитектуры и скульптуры как изображения  или, точнее, преображения одухотворенного человеческого тела.

Греческая скульптура архитектонична, а архитектура изобразительна, скульптурна. Границы между архитектурой, скульптурой, росписью, вазописью, торевтикой, глиптикой были относительны и подвижны, точно так же, как между конструкцией и внешней формой. Все было целостно и находилось в счастливом равновесии. Но эта гармония возникла  в результате длительного процесса художественного, образного осмысления первоначальных  утилитарных конструкций.

Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени с берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния иолийского и крг.томикенского искусства.  Ионические волюты, зофорный фриз и, наконец, кариатиды — все эти элементы ионийского  искусства уже были известны ранее в построенной ионяками острова Сифнос сокровищницы  в Дельфах.

В эпоху Александра Македонского преобладающее значение получает  еще более деструктивный стиль — коринфский.  Ведь коринфская капитель — это изображение в камне корзины или букета с листьями  гкакта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г.  до н. э.} — типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности.

 Античные  живописцы пользовались всего четырьмя красками: желтой, красной, белой к черной, но не потому, что были равнодушны к цвету. Пестрая раскраска зданий и статуй свидетельствует  как раз об обратном. Скорее и здесь сказалось осязательное отношение к форме и игнорирование пространственных задач.

 Вместе с тем, античная  скульптура принципиально геометрична. Б. Фармаковский отмечал, что «греческое искусство всегда до известной степени — искусство геометрическое... античная классическая скульптура — это высшая стадия развития геометрического стиля, присущего грекам  еще с архаических времен. Греческое искусство выросло из геометрического стиля,  и по своей сути этот стиль никогда не менялся»

Весьма примечательно, что в лучших статуях античности головы — совсем не самые главные части фигур, они трактованы точно так же, как, скажем, рука, бедро, стопа. Это застывшие маски, которые вследствие своего отвлеченного  геометрического характера не только не несут характерных этнических или психологических черт, но даже не имеют явных признаков пола.

 Несколько иной характер имело искусство Древнего Рима, прежде всего архитектура. Существует упрощенный взгляд, что римляне в области искусства все переняли у греков и не  создали ничего своего. Действительно, они с легкостью и мудрой практичностью заимствовали  культурные достижения завоеванных стран


На главнуюв