Курс лекций по электротехнике Курс лекций по информатике Общая энергетика Начертательная геометрия Компьютерная графика История искусства Основные направления в искусстве

 Романское искусство (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum — римский) — обобщающее название различных памятников: второго после раннехристианского периода развития искусства западноевропейского  средневековья (см. средневековое искусство). Термин «романский», появился в начале  XIX в., когда историки и художникиромантики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.  Романская эпоха — время возникновения общеевропейского

архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной

Европы. Формирование  западноевропейской романской культуры изза

непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке,

в Византии, но протекало более  динамично. Главная особенность романской

эпохи — открытость внешним влияниям. «Византия обратила античное искусство

в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее силы.

Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние века

стали классическим периодом их искусства...  Испания и галлия были

колонизованы еще в греческую эпоху, вся область Рейна  со времени Цезаря

была, быть может, главным центром римского провинциального  искусства, даже

Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени  переселения

народов, не могла избегнуть римского влияния» .

 Особый  импульс развитие романского искусства получило в период

правления франкской династии Меровингов (486751). Известный историк А.

Тойнби отмечал, что  «франкский режим Меровингов был обращен лицом к

римскому прошлому», поскольку  в то время в общественном сознании

«единственно возможным целостным iiyis.pssrsSAfc.bina  римская империя»2.

Интересно также, что первые франкские короли после падения столицы Западной

Римской империи признавали почетное верховенство Константинополя,  но

сохраняли структуру позднеримской администрации. На территории Европы,  в

Галлии, Южной

 Франции в изобилии остались памятники архитектуры  древних римлян:

дороги, акведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько

прочны, что продолжали использоваться по назначению.  В соединении

сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами,

византийским  орнаментом и готскими шатрами возник новый «римский»—

романский архитектурный  стиль. Он характеризовался простотой и

целесообразностью: вертикальные стены, горизонтальные перекрытия, башни и

своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила

изобразительность, праздничность  и нарядность, отличавшие архитектуру

греческой античности.

 Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа.  Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура — характерный  пример рационального художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего  романского искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет  свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118 125 гг. н.э. в Риме, и развитая в дальнейшем в баптистерии в Равенне и дворцовой капелле Карла Великого в Аахене.

Характерно отсутствие какой либо определенной программы в  размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских —  они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы игарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Новые импульсы  получило развитие романского искусства  в период правления Карла Великого (768814, см. Каролингское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. «Священной  Римской империи» Оттоном I (936973). Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали  традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий  бережно сохранялись традиции античной культуры.

Романтизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) — одна из двух, наряду  с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически  сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В  конце XVIII в. романтическим или «романическим» называли все необыкновенное, фантастическое,  то, что происходит «как в романах».

Гейнсборо  положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве,— типичный Романтизм, отражавший  стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в природе.

Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действительностью,  кризиса идеалов Классицизма и рационалистического мышления, стремления уйти в  мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом "направлении искусства, художникиромантики убеждены, что их направление — единственно верный путь.

Таким образом, Романтизм в искусстве — чрезвычайно емкое понятие, включающее различные исторические художественные стили: Готику и Барокко как выражение романтического христианского  сознания, романизм как идеализированное, романтическое изображение античности  и итальянской природы, отчасти Неоклассицизм, ведь воспоминание классики также романтично, Неоготику — парафраз средневековой романтики и все иные неостили:  «неоренессанс», «русский стиль», руссковизантийский, мавританский, «индийский»,  «тюркри»...

Романтизм живописен.  Живописец романтик Э. Делакруа заметил, что «Великий Пуссен, художник философ...  придавал идее несколько большее значение, чем того требует живопись... впадал  в некоторую нарочитость...

 Несмотря на общность  хронологических рамок романтического движения начала XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало посвоему. В Италии, на родине названия этого направления, Романтизм развивался в русле традиционного римского Классицизма и деятельности  живописцев иностранцев: нидерландцев, французов, немцев, называвшихся вот уже несколько столетий романистами. Во Франции Романтизм как художественное направление  вырос из сентиментализма, или преромантизма эпохи Просвещения.


На главнуюв