Курс лекций по электротехнике Курс лекций по информатике Общая энергетика Начертательная геометрия Компьютерная графика История искусства Основные направления в искусстве

 Барокко (итал. barocco через исп. от португ. baroco — причудливый,  дурной, неправильный, испорченный). Термин «барокко» имеет в истории искусства  множество значений. Среди них более узкие, для обозначения художественных стилей  в искусстве различных стран XVIIXVIII вв., либо более широкие — для определения  вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора: «человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко», «жизнь Барокко» (итал. «La vita Barocca»).  Наконец, в каждом времени, чуть ли не в каждом

историческом художественном стиле находят свой «период барокко» как этап

наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасное™ форм. И

все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах разных стран

и времен.

 В наиболее известном значении Барокко — исторический художественный

стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI

XVII столетиях, а затем частично во Франции, а

 также в Испании, Фландрии и Германии XVIIXVIII  вв. «Стиль Барокко»

замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства  в нем

соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм.

До рубежа XVIXVII столетий Классицизм и Романтизм существовали как два

независимых,  во всем противоположных художественных направления, две

тенденции художественного мышления. Но неисповедимые пути искусства таковы,

что именно в Барокко классические формы, сложившиеся еще в античности и

«возрожденные» в эпоху  Ренессанса, стали трактоваться художниками по

новому, «неправильно», необычно  и приобрели нова торское, подлинно

романтическое звучание.

 Жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для

обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в середине XVI

в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого,

неуклюжего, фальшивого. В профессиональной среде французских художественных

мастерских baroquer — означало смягчать, растворять контур, делать форму

более мягкой, живописной. В качестве эстетической оценки это слово стало

применяться в XVIII столетии.

 Формирование исторического стиля Барокко связано с кризисом  идеалов

Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно изменяющейся

«картиной мира» на рубеже XVI—XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие

было в художественном  отношении настолько сильным, что оно не могло

«исчезнуть совсем» или резко закончиться на какомто определенном этапе. И

в этом противоречии суть всех коллизий художественного стиля Барокко.

 Это была эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Ее

подготавливали великие географические  и естественнонаучные открытия:

изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом  (1445), первое плавание

Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой морского пути

в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана  (15191522), открытие

Коперником движения Земли вокруг Солнца, получившее  широкую известность к

1533г., исследования Галилея, Кеплера, создание Исааком  Ньютоном

классической механики.

 Новые знания разрушили прежние представления, сложившиеся в античности

и ставшие идеалом Классицизма,  о неизмен 4 ной гармонии мира, о

замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. То,

что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах. До

этого времени человек был уверен, что Земля  — плоское блюдце, а Солнце

восходит и заходит за его край, отчего его и  не видно ночью. Теперь его

стали убеждать, что Земля круглая как шар и  вращается вокруг Солнца. Но

ведь он продолжал видеть попрежнему: плоскую: неподвижную землю и движение

небесных тел над головой. В обыденной жизни  человек ощущал твердую

поверхность материальных тел, но ученые стали доказывать,  что это всего

лишь видимость, а на самом деле — ничто иное, как множество  отдельных

центров электрических сил. Было отчего прийти в смятение! В конце  XVI

начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук окончательно

расшатали  образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре

которого находился сам человек.

 Если в XV в. итальянский гуманист Пико делла Мирандола утверждал  в

«Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек

всемогущ и может «обозревать все... и владеть, чем пожелает! , то в XVII

столетии выдающийся мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь

«мыслящий тростник» и удел его трагичен, так как, находясь на грани двух

бездн «бесконечности и небытия», он не способен своим разумом охватить ни

то, ни другое, и оказывается  чемто «средним между всем и ничем... Он

улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни

конец»2. Какие противоположные  суждения об одном и том же предмете.

Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610г.:

 Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

 Эстетика Ренессанса. М.искусство, 1981, т. 1, с.

 249.

 2 Ларошфуко. Ф. де,  Паскаль Б., Лабрюйер. Ж. д е М:

Худ. лит., 1974, с. 121126, 169, 153156.

  Все связи рвутся, все в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.

 Но еще в XVI столетии человек начал остро  ощущать зыбкость и

неустойчивость своего положения, противоречия между  видимостью и знанием,

идеалом и реальной действительностью, иллюзией и правдой. Не случайно в это

время возникла идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства,

чем резче оно отличается от увиденного в жизни,  тем оно интереснее с

художественной точки зрения. Эта новая, барочная по  духу эстетика заметно

потеснила прежние ренессансные принципы изобразительного  натурализма,

подражания природе, простоты, ясности и уравновешенности.  Возврат к ним

стал невозможен. Мир изменился необратимо. Все необычное,  неясное и

призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное  и простое —

скучным и унылым, «Жизнь есть сон» — эти слова стали девизом  новой

художественной эпохи. Идеология эпохи Возрождения — «вымышленной»  и крайне

неустойчивой гармонии между идеалом и реальностью, неизбежно вела  к

эстетизации призрачности, иллюзии материального мира.

 Родиной Барокко стала Италия, и произошло это по двум основным причинам. Первая заключалась в том, что новый стиль складывался в ходе формального усложнения архитектуры Итальянского  Возрождения. «Высокий Ренессанс уже на три четверти Барокко»,— писал И. Грабарь  . Новый стиль стал для Италии своеобразным архитектурным Маньеризмом, реакцией  на исчерпавшие себя возможности рационального классического мышления.

  В то же время архитектура раннего римского Барокко, на первых порах сохраняла симметрию фасадов и элементы классического ордера, лишь усиливая их вертикализм и живописность. Недаром замечают, что она  во многом близка архитектуре императорского Рима. И, в тоже время, композиции  римских барочных церквей с их базиликальным планом и высокими, симметрично расположенными башнями поразительно напоминают готические.

Архитектура Барокко — это синкопированные ритмы столкновений масс, противоборства инертного  объема и динамичного ощущения пространства, материальности стены и иллюзорной  глубины, набегающего шага вертикалей колонн и многократно раскрепованных горизонталей  карнизов

 Наиболее радикальное течение римского Барокко называется — «стиль иезуитов». Его главное произведение — церковь Иль Джезу в Риме архитектора Джакомо делла Порта (1575). Стиль иезуитов связан с движением контрреформации  и идеей абсолютизма римской католической церкви. 

 Второй после красоты в эстетике Барокко следует категория грации (лат. gratia — прелесть, изящество) или кортезии (итал. cortesia —  вежливость, нежность, теплота), что соответствует изобразительным качествам движения, пластики, изменчивости. Другая важнейшая категория — «декорум» — отбор соответствующих тем и сюжетов. В них входят только «достойные», прежде всего исторические, героические.

Термин «Барокко» имеет и еще множество иных значений. Своеобразную форму получили элементы стиля Барокко в Англии (см. Реставрации Стюартов стиль; Якова стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и контрреформации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в формах Барокко

Рокайль, рококо (франц. rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес). Рококо — оригинальный художественный стиль, выработанный  в искусстве Франции первой Половины XVIII в. То же, что стиль ЛюДовика XV, так  как совпадает с временем Правления этого короля (17201765). Роко — один из самых  известных «королевских стилей». Происхождение его назвачия и основных форм тесно связано с Понятием «рокайль».

Стремление к интимному стилю оформления интерьера после шумной и помпезной эпохи Людовика XIV появилось еще в период Регентства. Центром формирования новой культуры XVIII в. стал не дворцовый парадный интерьер, а салон, быт частного дома. Заправляли французскими салонами женщины, именно они создавали среду, в которой формировалась  новая аристократическая культура со своим языком — изящным, галантным и ироничным,  с определенными правилами поведения.

 Идейной  и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм,  сформировавшийся еще в период Регентства, а формой — интимная и игривая грация, «дух мелочей прелестных и воздушных», как определил ее русядай поэт М. Кузмин.  Эстетика мимолетного, неуловимого, изменчивого и капризgoro нашла свое выражение  в жанре «каприз» (франц. caprice — каприз, причуда), отличающегося, однако, от барочного «кауриччи» своей легкостью и веселостью — это всего лишь «красивая миниатюра», пустяк.

Рококо предельно живописна, бегла, почти импрессионистична. Впервые в истории искусства легализованы изображения обваясенного тела в откровенно эротическом смысле, натурщиц в вызывающих позах,  дашь слегка замаскированных с помощью малозначащих атрибутов под Диан и Венер.


На главнуюв