Курс лекций по электротехнике Курс лекций по информатике Общая энергетика Начертательная геометрия Компьютерная графика История искусства Основные направления в искусстве

 Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала импрессионистов «фанатиками зрения», приносящими в жертву оптическому методу разнообразное содержание художественного творчества. Для художника импрессиониста по большей части важно не то, что он изображает, а важно «как». Объект становится только поводом для решения чисто живописных, «зрительных» задач. Поэтому импрессионизм  первоначально имел еще одно,

позднее забытое название — «хроматизм» (от греч. chroma — цвет).

 , Натурализм импрессионизма заключался в том, что самое неинтересное,

обыденное, прозаическое превращалась в прекрасное, стоило только художнику

увидеть там тонкие нюансы серого и голубого. Утонченность  восприятия

цветовых и тональных отношений сделала импрессионистов первооткрывателями

японского  искусства. Для этого потребовалась многовековая эволюция

французской художественной культуры. Стереофотография Современному художнику надлежит полагаться только на непосредственный опыт и быть реалистом. «Я не могу нарисовать ангела,— говорит Курбе,— так как никогда его не видел».

 Импрессионизм — чисто французское явление, хотя его предшественниками

считаются английские пейзажисты Дж.  Констебл, У. Тёрнер (см.

преимпрессионисты). Это «галльское», веселое,  радостное ис кусство

«аполлоновского» типа (см. аполлоновское начало в  искусстве). Античное

дионисийство, мрачный германский символизм или серьезное  русское

«жизнестроение» были импрессионизму в равной степени чужды (сравн.

«русский  импрессио.низм»). Несмотря на свою оппозицию академизму и

парижским Салонам,  импрессионисты были прямыми продолжателями ясного и

светлого мироощущения французского Классицизма. : К. Писсарро сформулировал

это так: «Наши учителя — это Клуэ, Никола Пуссен, Клод Лоррен, XVIII век с

Шарденом и группа 1830х годов с Коро» . М. Алпатов остроумно заметил, что

при всех изъянах импрессионистического  метода это очень здоровое и

радостное явление и картинами французских импрессионистов «можно проверять

 Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1969, т. 5 (1), с. 85.

 человека. Кто приемлет их — тот здоров, кто нет — тому  нужно

посоветоваться с драчами» .

 Импрессионисты обновили колорит, они оДйзались от темных, земляных

красок и Даносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их

предварительно на палитре. Они вышли из темных Мастерских на пленэр (франц.

plein air — вольный воздух). Предтеча импрессионистов Э. Мане гордился тем,

что все его картины, как он сам утверждал, «кроме

  одной, написаны целиком с натуры». Характерна и краткость, этюдность

творчесхого метода импрессионистов. Ведь толь;ко короткий этюд позволял

точно фикси

  ровать отдельные состояния природы. По остроумному замечанию

современника,

  «импрессионисты выезжали из Парижа на

 этюды утренним поездом для того, чтобы

 вернуться с вечерним». Но парадокс зажлючался в том, что,

отказавшись от .натурализма академического искусства,

 разрушив его каноны и декларировав эс«гическую ценность фиксирования

всего мимолетного, случайного, импрессионисты  остались в плену

натуралистического мышления и даже, более того, во многом  это было шагом

назад. Как бы продолжая приведенную ранее цитату, можно вспомнить слова О.

Шпенглера о том, что «Пейзаж Рембрандта лежит гдето  в бесконечных

пространствах мира, тогда как пейзаж Клода Моне — поблизости  от

железнодорожной станции».


На главнуюв