Детали машин и основы конструирования Коническо-цилиндрические редукторы Зубчатые передачи Пример расчета волновой передачи Конструирование валов

 СВЕДЕНИЯ О РЕДУКТОРАХ

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агре­гата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи (см., например, рис. 1.1). Указанные механизмы являются наиболее распространенной тематикой курсового проектирования.

Назначение редуктора — понижение угловой скорости и соот­ветственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.

Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или свар­ного стального), в котором помещают элементы передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники и т. д. 'В отдельных слу­чаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещен шестеренный масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).

Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назна­чения. Второй случай характерен для специализированных заво­дов, ка которых организовано серийное производство редукто­ров.

Кинематические схемы и общие виды наиболее распростра­ненных типов редукторов представлены на рис. 2.1-2.20. На кине­матических схемах буквой Б обозначен входной (быстроход­ный) вал редуктора, буквой Т - выходной (тихоходный).

Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т. д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т. д.); относительному располо­жению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вер­тикальные); особенностям кинематической схемы (разверну­тая, соосная, с раздвоенной ступенью и т. д.).

Возможности получения больших передаточных чисел при малых габаритах обеспечивают планетарные и волновые ре­дукторы (см. главы V и VI).

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТИПОВ РЕДУКТОРОВ

Одноступенчатые цилиндрические редукторы

Из редукторов рассматриваемого типа наиболее распростра­нены горизон-

тальные (рис. 2.1). Вертикальный одноступенча­тый редуктор показан на рис. 2.2. Как горизонтальные, так и вертикальные редукторы могут иметь колеса с прямыми, ко­сыми или шевронными зубьями. Корпуса чаще выполняют литыми чугунными, реже — сварными стальными. При серий­ном производстве целесообразно применять литые корпуса. Валы монтируют на подшипниках качения или скольжения. Последние обычно применяют в тяжелых редукторах.

Максимальное передаточное число одноступенчатого цилиндрического редуктора по ГОСТ 2185—66 umах = 12,5. Высо­та одноступенчатого редуктора с таким или близким к нему пере­даточным числом больше, чем двухступенчатого с тем же зна­чением и (рис. 2.3). Поэтому практически редукторы с переда-

Рис. 2.1. Одноступенчатый горизонтальный  редуктор 

с цилиндрическими зуб­чатыми колесами:

а - кинематическая схема; б - общий вид редуктора с косозубыми колесами

Рис. 2.2. Одноступенчатый вертикальный  редуктор

с цилиндрическими колесами:

а – кинематическая схема; б – общий вид

Рис. 2.3. Сопоставление габаритов одноступенчатого и двухступенчатого редукторов

с цилиндрическми колесами при одинаковом передаточном числе u = 8,5

точными числами, близкими к максимальным, применяют редко, ограничиваясь и £ 6. Ново-Краматорский машиностроитель­ный завод (НКМЗ) выпускает крупные (межосевые расстояния аw= 300 ¸ 1000 мм) одноступенчатые горизонтальные редук­торы с и = 2,53 ¸ 8,0.

Выбор горизонтальной или вертикальной схемы для редукто­ров всех типов обусловлен удобством общей компоновки при­вода (относительным расположением двигателя и рабочего вала приводимой в движение машины и т. д.).

Проект по деталям машин должен состоять из пояснительной записки и чертежей. Количество чертежей и их содержание определяются программой курса для соответствующей специальности. В проекте по деталям машин для студентов механических и машиностроительных специальностей надлежит выполнить три листа чертежей формата 24 (594X841 мм2), из которых один лист - установочный (общий вид привода), один лист - сборочный чертёж редуктора и один лист - рабочие чертежи трех-четырех деталей редуктора или привода (корпусная деталь, зубчатое или червячное колесо, червяк, вал " т. п.).
Типовые задания на курсовое проектирование деталей машин