История искусства Искусство Древнего Египта Искусство Греции Искусство Римской империи Искусство итальянского барокко

Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры. (Критомикенский период).

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Др.Гр. являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (ос. Крит), материковой Греции (г.Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (г.Троя). Расцвет этой др.культуры приходится на 2 тыс.до н.э. Критмикен. мир был на протяжении нескольких столетий образцом культуры. Там были созданы прекрасные памятники архитектуры, украшенные настен. живописью, рельефами, разбитыми в них великолеп. садами, изящн. вазы. Этот мир знал письменность: линейное письмо (ещё не расшифровано). Своеобразие КМ искусства в особом понимании жизни природы и места в ней человека. Огромное внимание уделял внутреннему миру человека.

Одним из древ. центров эгейской культуры была Троя, воспетая в эпосе Гомера. В 32 тыс. до н.э. значит. культ. центром стал о.Крит – богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в нач. 2 тыс. до н.э. на развалинах общиннородового строя сложилось 1ое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались города: Кносс, Фест и др. Могущественная держава (расцвет торговли и мореходства).

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секирылабриса, священной на Крите. (отсюда и название). Своей величественной архрой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличит. чертой критской архры явл. отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей.

Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского исква характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей—хрупкие, с тонкой талией, муж. фигуры окрашен. коричневым, жен. белым цвет. В росписях господствовали яркие, мажорные краски.

Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние.

Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким худ. вкусом отличаются керам. вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов. (чеканка на зол. кубках).

Выдающ. памятником эгейской кулры (период расцвета 1714 вв. до н.э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе – древнейших крепостях Европы. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Самобытность ее культуры проявилась в монументальной архитектуре. Царские дворцы Тиринфа и Микен, поселения располагались на холмах (в последствии получили название «акрополь»). Все было подчинено обороне от врагов. Все подчинено порядку, отличалось симметричностью, залы и комнаты четко распланированы. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот («Львиные ворота» символ могущества микенских царей). Сложенные из плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот – треугольная известняковая плита, украшенная единственным в Эгейском искусстве монументальном рельефе: 2 львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху.

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику. Батальные сцены, сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Торжество физической силы, но формы застывшие, орнамент сухой. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жестокость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметричность и схематичность форм.

В период Троянской войны (нач. 13 в. до н.э.) ранние рабовладельческие государства эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественны)

Искусство высокой классики Греции и его главные достижения (54 вв. до н. э.)

С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой куль­туры и всех видов искусства. Совершенное, ис­полненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства.

В первой четверти 5 в. до н. э. Греция подвер­галась нашествию полчищ персидской державы. Борьба народных ополчений объединившихся греческих полисов за независимость ускорила рост общественного самосознания эллинов. Ре­шающие победы над персами морская при Саламине (480 г. до н. э.) и на суше при Платеях (479 г. до н. э.) укрепили могущество греческого общества, благоприятствовали даль­нейшему экономическому расцвету полисов, в особенности Афин. Все это способствовало ут­верждению основных принципов гуманистиче­ского мировоззрения и культуры.

Высокая классика (450—410е гг. до н. э.)

Вторая половина 5 в. до н. э.— время рас­цвета всех видов искусства и наиболее гармо­ничного воплощения эстетических идеалов классики.

Ведущее место среди полисов Греции продол­жают занимать Афины, которые в период прав­ления Перикла переживают золотой век своего экономического, политического и культурного развития.

Архитектура. При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена пер­сидского нашествия, Акрополь был отстроен за­ново: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон (строился позже).

Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровитель­ницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акро­поль, в двух их пристройкахкрыльях находи­лись библиотека и картинная галерея (пина­котека). Склон Акрополя был использован для возве­дения театра Диониса. Греческие архитекторы умели прекрасно вы­бирать места для своих построек. Планировка и постройка Акрополя были вы­полнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия (вторая и третья четверти 5 в. до н. э.).

Акрополь воплощал представление о могуще­стве и величии Афинской державы. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойнотор­жественным величием, ясным чувством меры и гармонии. Смысл планировки можно понять лишь представив процессию: доро­га вела вверх, к торжественным воротам — Про­пилеям. Обращенную к городу мощную дориче­скую колоннаду Пропилеи обрамляют два нерав­ных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос. Этот небольшой по раз­мерам, гармоничный и ясный по форме храм с иониче­скими колоннами (черты изящества).

Пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой выси­лась бронзовая статуя Афины Промахос («Вои­тельницы», ок. 9 м высотой), созданная Фиди­ем.

От Пропилеи главный храм Акрополя Парфе­нон виден с угла. Это дает возможность одновременно охватить взгядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешено стоящим по другую сторону пло­щади изящным и сравнительно небольшим хра­мом Эрехтейоном (асиммет­ричное здание, по­священное Афине и Посейдону), оттенявшим свободной асим­метрией возвышенную строгость Парфенона.

Строителями Парфенона (447438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, скульптуру вы­полняли Фидий и его помощники. Парфенон совершеннейшее создание греческой классиче­ской архитектуры и одно из высочайших дости­жений в истории зодчества вообще.

Тип греческого храма в сво­их основных формах — это дорический перип­тер с 8 колоннами на коротких и 17 на длинных сторонах. Но он органиче­ски включает и элементы ионического ордера.

Планировка Эрехтейона учитывает не­ровность почвы. Храм состоит из двух находя­щихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

Скульптура. Фидий. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и 12метровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея символ мудрости, на правой вытянутой руке фигурка богини По­беды. Прекрасный облик богини покорял спо­койной уверенностью, строгой мудростью. Вели­чавому покою Афины противостояла динамика рельефа, покрывающего ее щит, с изображением полной бурного движения сцены битвы греков с амазонками. Среди сражающихся греков Фидий изобразил самого себя и Перикла. Статуя Афины Парфенос была выполнена из золота и слоновой кости.

На восточном фронтоне Парфенона размеща­лась композиция, посвященная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афи­ны с Посейдоном за обладание аттической зем­лей. Фидий отказался от построе­ния симметричной композиции и вертикально стоящих центральных фигур, как это делали ма­стера ранней классики. Среди статуй восточн. фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три мой­ры, богини судьбы, дочери богини ночи (ныне считается, что это Афродита, Диона и Пейто), их образы совершеннейшие творения высокой классики.

Все 92 метопы храма были укра­шены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кен­тавров.

Поликлет. Современник Фидия Поликлет, проявил осо­бенный интерес к изображению спокойно стоя­щего человека. Самая прославленная статуя Поликлета «Дорифор» («Копьеносец»), совершенное воплощение мужественного идеа­ла доблестного гражданинавоина.

Эта бронзовая статуя изображает мускулистого, сильного юношу, несущего на плече копье. Ощущение полной реальности. Все уравновешено. Поликлету принадлежал теоретический трактат «Канон» (система идеальных пропорций и законов, но которым должно строиться изоб­ражение человека пропорции головы и фигуры выражались отношением 1:7).

К концу 5 в. до н.э. в искусстве высокой классики. произошли значительные изменения: чер­ты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику (мраморные релье­фы балюстрады храма Ники Аптерос на Акро­поле рельеф «Ника, развязывающая сандалию»).

Не подлежит никакому сомнению, что основная задача изучения византийского и восточнохристианского искусства сведется в дальнейшем к все более точному установлению значения отдельных школ при одновременном признании за Константинополем ведущей роли. Руководствуясь этим же стремлением к конкретизации понятия византийской живописи, я вполне сознательно сузил не только территориальные, но и хронологические рамки этого понятия, так как, по моему глубокому убеждению, ни памятники IV-V веков, ни памятники XVI-XVII столетий не могут быть использованы для раскрытия его содержания.
Искусство Эгейского мира