История искусства Искусство Древнего Египта Искусство Греции Искусство Римской империи Искусство итальянского барокко

Искусство Греции: греческая архаика.

Этапы истории греческого искусства:

1. Гомеровская Греция (118 вв. до н.э.)

2. Архаика (76 вв. до н.э.)

3. Классика (ранняя, высокая, поздняя)(54 вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец 41 вв. до н.э.)

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ (11—8 вв. до н. э.)

Древнейший период развития греческого ис­кусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время.

Греческое общество гомеровского периода со­храняло еще родовой строй, хотя уже создавались условия для развития имущественного неравенства и рабства.

Именно в эту пору сложились основы гречес­кой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стрем­ления, героические подвиги.

Архитектура и изобразительное искусство не достигли тогда высоты художественного совер­шенства эпической поэзии. Зародившаяся в гоме­ровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утонченный динамичный образный строй искусства эгейского мира был чужд соз­нанию древних греков.

Су­ществовала примитивной греческой скульпту­ры культового назначения грубо обработанные идолы из дерева или камня. В большом количестве найдены ста­туэтки из глины, бронзы или кости.

С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. На вазах преобладал геомет­рический орнамент. Разнообразные формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта. Поясной орнамент наносился темнокоричневым ла­ком по желтому фону глиняного сосуда, покры­вая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность дипилонские вазы (культовое назначение); кроме геометрического орнамента, в их декорировке встречаются растительные орнаменты. Важное место занимает мотив плетенкимеандра (применялась и в дальнейшем).

АРХАИКА (7—6 вв. до н. э.)

Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, фор­мируются греческие городагосударства. Развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступа­ет на путь своего первого расцвета.

Архитектура. Рост городов вызывает расши­рение строительства. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитекту­ры. Еще в глубокой древности был создан тип здания храм, посвященный богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художест­венных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Храм воп­лощал идею единства, величия городагосударства, его незыблемость. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток, к утреннему солнцу. Греческий храм посвящался богу — покровителю города, но носил общест­венный, земной, человеческий характер, разви­тие греческой религии шло ко все большему очеловечению ее образов.

Простейшим и древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма» был рассчитан на восприятие с одного фасада.

Более совершенным типом храма был прос­тиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.

Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) — храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Он торжественно строг и прост.

Основные элементы храма просты и органи­чно связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глино­битными стенами. Отсюда идут: двускатная крыша, балочные перекрытия. Прообразом ко­лонны были деревянные столбы.

В результате длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная си­стема, которая позднее, у римлян, получила на­звание ордера, что означает порядок, строй. В более узком смысле ордер — порядок соотношения и распо­ложения колонн и лежащего на них антабле­мента (перекрытия), система, при которой раз­личаются несущие и несомые части — колонны и антаблемент.

В эпоху архаики греческий ордер сложился: в двух вариантах — дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с областями мате­риковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, вопло­щал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или до­полнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере — женскими (кариатидами).

Дорический храм имел массивное каменное основание — стереобат, который обычно состоял из трех ступеней. Верхняя ступень и вся поверх­ность стереобата называется стилобатом и слу­жит как бы постаментом для храма. В плане — это прямоугольник. На нем размещался собст­венно храм. Храм со всех сторон окру­жен колоннадой, которая поддерживала и тор­жественно несла на себе тяжесть перекрытия верхней части здания (опорные балки и кар­низ). Над перекрытием, поднималась кровля из черепицы или мраморных плиток.

Важнейшей частью Ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом ор­дере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна состоит из сужающе­гося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая ка­менная подушка и абака невысокая плита, принимающая давление антаблемента.

Антаблемент складывается из архитрава (бал­ки, которая лежит на колоннах и несет всю тя­жесть перекрытия), фриза и карниза. Антаблемент завершается карнизом. Треугольники под двускатной крышей на пе­реднем и заднем фасадах — фронтоны, а также метопы, коньки и углы крыш украшались скульптурами.

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер — коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной  капителью из растительного орнамента — листьев аканфа. Система греческих ордеров и ее эле­менты нашли широкое применение в дальнейшем не только в архитектуре античного мира, но и в эпоху Возрождения, в сооружениях барок­ко и классицизма.

Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гар­моничными, пропорциональными. (Дорический храм Аполлона в Коринфе, ионический храм Артемиды в Эфесе).

Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из извест­няка, раскрашивались, в основном красной и си­ней красками. Это придавало более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.

Скульптура. Скульптура архаики развивалась сложными путями. Вплоть до сер. 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое (статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос).

Высшим достижением греческой скульптуры разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также вои­нов — куросов. 

Образ куроса сильного мужественного героя был порожден в Греции развитием гражданского са­мосознания человека. Выдвижение в качестве героя наря­ду с богами также и человека — атлета и вои­на свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественновоспитательное зна­чение. Куросы исполнены энергии и жизнера­достности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. И хотя так же, как в древнево­сточной скульптуре, шаги даны еще условно (обе ступни приставлены к земле), в статуях куросов ощутима скрытая действенная сила.

К сер. 6 в. до н. э. в статуях ку­росов точнее вырисовывается строение тела, мо­делировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный храктер. И все же она выражает состояние жизнерадост­ности и уверенности.

Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи прекрасных девушек (кор) в наряд­ных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясны­ми, чуть удивленными улыбками.

Вазопись. Подлинные произведения древне­греческой живописи до наших дней почти не до­шли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремесел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по фор­ме и размерам, предназначались для различных вещей; большие амфоры с узким горлышком и двумя ручками для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из ши­рокого килика пили вино. По сравнению с гоме­ровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей на вазах и их компози­ционный строй тесно связаны с пластической формой.

В период архаики наибольшее распростра­нение получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались черным лаком и хорошо выделялись на красноватом фоне обожженной глины. Иногда для достиже­ния большей выразительности по черным силуэ­там процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали

Поскольку столичное придворное общество было основной социологической предпосылкой византийского искусства, постольку совершенно ясно, что главным центром этого искусства являлся Константинополь. Все крупнейшие художественные реформы и все основные переломы в эволюции византийского стиля связаны с Константинополем. Здесь пребывали двор и патриарх с синодом, здесь были расположены царские мастерские, которые вырабатывали художественные образцы для всей империи
Искусство Эгейского мира