История искусства Искусство Древнего Египта Искусство Греции Искусство Римской империи Искусство итальянского барокко

Искусство Древнего Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие.

Эпоха древней цивилизации охватывает более трех тысячелетий. Начало этого периода связано с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец 4 т.д.н.э.). Конец эпохи древности совпадает с падением античного Рима и переходом к средневековью (5 в.н.э.). Корни культуры древности лежат в культуре первобытного общва, но эти культуры отличаются друг от друга. С возникновением цивилизации  изменились условия жизни людей – возникли города, появилась письменность, религиозные системы, культовая и светская архра, многожанровая литра, более развитая скра. Гл. особенностью худго твва во всех древних цивилизациях его теснейшая связь с религией и культом. Поэтому памятники исва древности имеют культовый харр – это храмы и святилища, усыпальницы, гробницы, статуи богов, религиозная литра. Основными видами худ. твва в древности были архра и скра. Арра развивалась от подавляющей грандиозности к гармоничности и соразмерности, а скра – от обобщенной безличности и каноничности к отражению индивидуальных и психологических черт личности.

Египетская цивилизации одна из самых древних на земле. Она просуществовала почти три тысячи лет, мало изменяясь. Др. Египетскую культуру подразделяют на насколько этапов: Додинастический период (4 т.д.н.э.); исво Древнего царства (3023 вв. д.н.э.) – время строительства пирамид; исво Среднего царства (2118 вв. д.н.э.) строительство многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц; исво Нового царства (1611 вв. д.н.э.) – время отделения гробницы от храма; Позднее время (11в.332 г.д.н.э.). Каждый период – значительный этап в развитии, свои спады и подъемы. Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация

Египет расположен на северовостоке Африки. Территорию кот. он занимает, делят на две части: Верхний Египет – узкая и длинная долина, и Нижний Египет – дельта Нила впадающего в Средиземное море. Своеобразие этой цивилизации объясняется природными и географическими особенностями Египта. Ежегодный разлив Нила обусловил появление городов, возникших как центры управления запрудами. Разливы Нила обусловили появление календаря и развитее астрономии (определяли время паводка). Стремление противостоять силам природы привело к появлению магии. Фараоны имели тайное имя. Роль магической защиты играли представления о богах, отождествляемых с животными – змеями, крокодилами. В хозяйственной жизни центральное место занимало скотоводство. В Египте был культ животных. Обожествляли быка, корову, барана. Бык – бог плодородия (Апис) – черного цв. со светлыми отметинами. Умерших быков бальзамировали и хоронили в больших саркофагах. Египет земледельческая страна, поэтому было обожествление сил природы. Среди мифов основное место занимали сказания о сотворении мира и людей. О сотворении Солнца. Египетское государство было основано на двух принципах незыблемость и непостижимость, они были опорой египетской верховной власти. Египтяне обожествляли правителей, царя называли Фараоном  Сыном Солнца. Все это вечно. Но как согласовать могущество и смерть? Поэтому в Египте был протест против смерти. Появляется вероучение, где умершего ждет воскрешение. Сын бога Солнца не может умереть. Место его захоронения – гробница – превращается в дом вечности. Нашли способ вечного сохранения тела фараона – мумифицирование. Так возник культ умерших. Этот культ прошел красной нитью через всю египетскую культуру. Исво Др.Египта выросло из идеи Вечной жизни. Они верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («Ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего заменяли собой тленное тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скра Д.Е., с

самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точном портретному изображению. Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом. оому скра Д.Е., с самого началВ погребальную камеру помещались мумии и вещи и предметы кот. могли понадобиться в потустороннем мире. Изза сухого климата Нильской долины, изза долговечного материала из которого созданы архра и скра сохранилось много памятников древнеегипетского исва. Архра. Самыми замечательными памятниками египетской архры явл. пирамиды усыпальницы фараонов. Это вера в беспредельное могущество богов и их сыновей на земле. Сначала возводились ступенчатые пирамиды (пир. Джосера в Саккаре – 28 в.д.н.э.). Пирамиды с ломаными гранями в Дашуре. У большинства пирамид квадратное основание и гладкие ровные грани. Пирамиды в Гизе – построенные фараонами 4 династии Хуфу(Хеопс147 высота), Хафра и Менкаура. Пирамиды – вера в загробную жизнь. Квадрат в плане, стороны – равнобедренный треугольник. Идея – бессмертия, мощи, деспотизма власти фараона. Пирамиды – часть грандиозного ансамбля. В него входили: пирамиды спутницы (гробницы вельмож) и заупокойные храмы место приношения жертв. Заупокойные храмы строились в Древней царстве с восточной стороны к пирамиде. В Среднем царстве – промежуточный тип – небольшая пирамида и скальная гробница. Первым из памят., ознаменовавших поиски новых архных образов – усыпальницахрам Ментухотепа 1(близ новой столицы в Фивах). Нововведения (в период 12 динас.) – колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, пилоны – 2 мощные башни и узким проходом посредине – своеобразный рубеж на пути людей. Кроме усыпальниц строили величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. В Новом царстве – подземные (скальные). Гробницы царей и велич. заупокойные храмы приобрели новый характер. Основное место в них принадлежало колоннадам (поминальный храм царицы Хапшепсут). Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились у подножия гор. Для этого периода – огромный приток богатств, столица – Фивы, велось колоссальное строительство, зодчество пышное. Очень могущественное жречество. Для упрочения власти государство установило единые религ. культы – храмовое строительство посв. заупокойному культу и богу Амону. Храмовая архра Нового царства отличается гигантскими размерами и роскошной отделкой – это Карнакский и Луксорский храмы в честь бога Амона. Наиболее распространенный тип храма с четким прямоугольным планом, делением на 3 части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Аллея сфинксов приводила к входу – каменному пилону. Перед пилоном возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. Вторая половина Нового царства – широкое строительство и в самом Ег. и в покоренной Нубии. Создан целый ряд заупокойных храмов, в том числе и вырубленных в скалах (Большой храм Рамсеса II в АбуСимбеле, гробница Тутанхамона). Скра и живопись. Так же связана с заупокойным культом. Неотъемлемую часть храма составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. В Др. Царстве скра была обобщенной или идеализированной. Фараона изображали в расцвете сил, с бесстрастным лицом в позе величавого спокойствия. Статуи были стоящими или сидящие. Для фигур были канонические требования. Стоящие статуи строго фронтальны, напряженно выпрямлены, головы прямо руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть впереди. Одежда мужчин – это короткая набедренная повязка, женщин – длинное облегающее прямое платье. Материалом для статуй были дерево, гранит, базальт, песчаник. Мужские фигуры раскрашивали в кирпичнокрасный цв., женские в желтый. Был канон в рельефном изображении – голова и ноги в профиль, глаза, плечи, грудь в фас. Важную роль играли рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Они также были связаны с заупокойным культом. Поясное изображение сцен. В настенных росписях фараон был крупнее всех. Канон распространялся только на фараонов и вельмож, простых людей изображали свободно. Рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Использовали 2 техники рельефа – барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Силуэт всегда ясен и графичен. Использовался принцип фризового сюжета, помогает воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды. В эпоху Ср. Царства в скре проступают реалистич. черты, повышается внимание к индивидуальным чертам. С 12 династии скульптуры фаранов начали устанавливать в храмах наряду с божествами. Статуи фараонов Сенусерта Ш, Аменемхета Ш точные черты лица и харр изображаемого. Изгот. фигурки из дерева, фаянса (писцы, лодочники). В живописи распространяется темпера. Гробницы расписаны цв. рисунками на оштукатуренной стене. Показаны сцены из повседневной жизни людей. Тонко рисовали растения и животных не с натуры, а по памяти. Все росписи обладали поразительной композиционной завершенностью. В эпоху Нов. Царства расцвет скры и жив. Рельефы и роспись насыщены динамикой (мчащиеся колесницы, бег добыги от стрел охотников, скачущие кони). Изображение окружающего мира 9быт знати, охота, пиры). Усложняется композиция, разнообразнее движение фигур, богаче колорит (розоватофиолет, золотистые, голубые). Гл. роль играют фиванские мастера, они украшают храмы статуями, рельефами и настенными росписями. В росписях привлекают внимание детали, изысканность, показаны одежды, прически. Круглая скульптура также изменения. Тела более гибкие, пластичные. Исчезла условность в передаче цвета при окраске человеческого тела. В Амарский период – фараон Эхнатон, появились новые веяния. Эхнатон провел религиозную реформу, т.е. запрет старых богов и замена их богом Солнца Атоном. В исве отход от канонов. Рельефы и живописные полотна из дворца фараона изображают его, его жену Нефертити и их детей, их фигуру свободны и естественны. В исве Амарны впервые появляется пейзаж, прославляется красота природы. Этот период продлился 25 лет. Потом вернулись прежние традиции.

Письмен. и литра. В др. Царстве возникла письменность (иероглифическая). Было скорописное (жреческое) письмо и курсивное. Материал для письма был камень и папирус. Письмо считалось искусством. Некоторые ученые полагают, что из египетской письменности возник финикийский алфавит, из него греческий, далее латинский. Египетская литра древнейшая в мире. В Др.Ц. жанры: сказки, повести, гимны, мифы, биографии. В Ср.Ц. расцвет литры. Черты: образный язык, яркие метафоры,  художественное богатство.»Сказка о правде и кривде». Особое место занимала религиозная литра: «Книга мертвых», «Тексты пирамид». После завоевания Египта Алекс. Македонским египетское исво постепенно сливалось с эллинистическим. Был основан город Александрия  где царствовала последняя египетская династия фараонов грекомакедонского происхождения. Но традиции Египта столь сильны, что все завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах, с жестами древних фараонов. Элементы орнаментики, символика, скра Др.Египта широко применялись на территории Римской империи. Оказало большое влияние на персидское греческое искусство и исво Нового времени. ОСОБЕННОСТИ: культура Египта тесно связана с религией и заупокойным культом. Искусство основывалось на идее вечной жизни. Характерные черты: неизменность форм, каноничность, монументальность, декоративность. Формы и виды древнеегипетского искусства – архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, прикладное искусства.

Не подлежит никакому сомнению, что основная задача изучения византийского и восточнохристианского искусства сведется в дальнейшем к все более точному установлению значения отдельных школ при одновременном признании за Константинополем ведущей роли. Руководствуясь этим же стремлением к конкретизации понятия византийской живописи, я вполне сознательно сузил не только территориальные, но и хронологические рамки этого понятия, так как, по моему глубокому убеждению, ни памятники IV-V веков, ни памятники XVI-XVII столетий не могут быть использованы для раскрытия его содержания.
Искусство Эгейского мира