Практикум по компьютерной графике Лабораторные работы по компьютерной графике Создание 3D-модели Понятие композиции

Работа с текстом и шрифтом

Одной из самых сильных сторон программы Adobe Illustrator CS2 является работа с текстом, форматирование текста и использование шрифта. И это неудивительно, поскольку именно фирма стоит у истоков разработки цифровых шрифтов. Созданный ею шрифтовой формат Type 1 стал стандартом (и символом) печати высокого качества. В программе можно выполнять все общепринятые операции со шрифтом (изменять гарнитуру, начертание, кегль, кернинг трекинг) кое-что сверх этого (направлять по произвольному контуру, осуществлять набор вертикали). Неограниченные возможности представляются внешнему оформлению шрифта помощью декоративных контуров, заливок, растяжек т. д.

Ввод текста. Инструменты группы Туре (Текст) служат для набора горизонтального или вертикального текста в любом месте документа.

Более того, следует сразу обратить внимание, что вводить текст можно различными способами: располагать в прямоугольную рамку или колонку, контуры неправильной формы, а также направлять вдоль линейного контура. Естественно, использовать текст, набранный других программах, импортируя и конвертируя его из различных форматов.

Инструменты заголовочного текста. С помощью инструментов Туре (Текст) () или Vertical Type (Вертикальный текст) () можно в любом месте вводить произвольный текст, который не ограничивается ни рамкой, ни колонкой, а следовательно, заботу о переводе строк должен взять на себя пользователь. Эти инструменты являются идеальным средством для набора заголовков, крупных и коротких надписей, подрисуночных текстов и т. п., поэтому такой способ ввода можно назвать заголовочным, а вводимый текст заголовочным текстом.

Для набора заголовочного текста (см. рис.5.51) необходимо включить инструмент Туре (Текст) () или Vertical Type (Вертикальный текст) (), при этом курсор примет вид буквы в рамке из точек. Небольшая черточка, пересекающая стойку буквы, обозначает базовую линию (base line) шрифта‑линию, по которой происходит выравнивание всех букв в строке.

Курсор следует подвести к точке начала набора и щелкнуть кнопкой мыши, в результате дополнительно на экране появляется курсор виде мерцающего вертикального (или горизонтального для текста) штриха, который перемещается по мере управляется клавишами со стрелками.

При выборе точки начала набора заголовочного текста следует избегать щелчка в пределах какого-либо объекта, поскольку этом случае программа сочтет такой объект колонкой для набора.

Если все-таки требуется поместить текст поверх существующего объекта, то можно, выделив объект, удалить его временно с экрана командой Hide Selection (Спрятать выделенные) меню Object (Объект) или, что значительно проще и практичнее, набрав в любом другом свободном от объектов месте, переместить объекта. Программа векторной графики предлагает полную свободу манипулирования объектами.

Рис. 5.51. Примеры горизонтального и вертикального текстов

Для перевода строки, т.е. переноса курсора на новую строку, необходимо использовать клавишу < Enter>. По умолчанию текст набирается 12 кеглем шрифта Helvetica.

Выделение фрагментов текста. При работе с текстом возможно выделение отдельной буквы, слова, абзаца, произвольного количества букв и вообще текста необходимо для того, чтобы у выделенного фрагмента можно было изменить его параметры или, как говорят, «изменить форматирование текста», а также выполнить другие операции, например удалить, перенести в буфер обмена Clipboard т. д.

Для выделения текста обычно используются следующие приемы.

-Нажав кнопку мыши в начале выделенной области, "протянуть" курсор до конца требуемой области и отпустить кнопку.

-Клавиша <Shift> позволяет ускорить этот процесс, поскольку достаточно двух щелчков: в начале и конце выделенной области. С нажатой клавишей можно выделять фрагмент текста с помощью клавиш управления курсором.

-Двойным щелчком выделяется текущее слово. Тройной щелчок выделяет текущий абзац.

-С помощью клавиш <Shift>+<Ctrl> и клавиши < > выделяется предыдущий, а с помощью клавиш <Shift>+<Ctrl> и клавиши < >‑последующий абзацы.

-С помощью клавиш <Shift>+<Ctrl> и клавиши < > выделяется предыдущее, а с помощью клавиш <Shift>+<Ctrl> и клавиши < >‑последующее слово.

-Команда All (Все) меню Select (Выделение) позволяет выделить весь текущий текстовый блок.

В программе применяется еще один способ выделения текстового блока‑по базовой линии. При подведении курсора инструментов Selection (Выделение) или Direct (Частичное выделение) к линии и появлении рядом с ним черного квадратика необходимо выполнить щелчок кнопкой мыши.

Для того чтобы использовать такой способ, нужно снять флажок Type Area Select (Выделение области текста) раздела Туре & Auto Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки) (по умолчанию установлен).

Блочный (абзацный) текст. Основной текст, который чаще всего отличается значительным объемом, обычно оформляется колонками определенной ширины, в результате текст похож на блоки, поэтому его можно назвать блочным.

Другой особенностью такого текста является автоматическая верстка по ширине колонки. При изменении ширины колонки, при добавлении или удалении текст в пределах абзаца автоматически переверстывается. Важным элементом данного абзац, поэтому его можно назвать и абзацным.

Кроме того, несколько блоков можно объединить в единый текст, что позволит тексту при редакторских правках "перетекать" из одного блока другой, сохраняя непрерывность.

Для создания блочного текста с помощью инструментов Туре (Текст) или Vertical Type (Вертикальный текст) необходимо поступить следующим образом. Включив один из указанных текстовых инструментов, нужно создать текстовый прямоугольник тем же способом, которым рисуется объект при помощи Rectangle (Прямоугольник) Ellipse (Эллипс): от одного угла по диагонали до противоположного.

Полученный текстовый прямоугольник не имеет ни заливки, обводки, поэтому в обычном режиме он отображается и на печать выводится. Если художественных целях требуется создать рамку или цветную подложку, тогда необходимо этому прямоугольнику присвоить соответствующие цвет, декоративную заливку, толщину обводки т. д.

После создания текстового прямоугольника в его левом верхнем углу начинает мерцать текстовый курсор, сигнализируя «готовность к набору».

При наборе блочного текста следует иметь в виду, что нажимать клавишу <Enter> нужно только конце абзаца. В этом заключается принципиальное отличие заголовочного от блочного: первом случае все переключения на новую строку полностью определяются пользователем, а во втором пользователь устанавливает ширину полосы (колонки) набора и конец абзаца, программа автоматически размещает текст по строкам с учетом типа выключки, наличия переносов многого другого.

Если в текстовом прямоугольнике набрано текста больше, чем состоянии отобразиться при данных параметрах шрифта, то правом нижнем углу контура прямоугольника (в контурном режиме всегда, а обычном выделении с текстом) выводится квадратик со знаком плюс.

Для того чтобы изменить размер текстового прямоугольника, необходимо предварительно выделить текстовый блок.

При выделении текстового блока с помощью инструмента Selection (Выделение) становятся доступными маркеры "габаритного" прямоугольника, которых легко изменить размер и пропорции прямоугольника (см. рис.5.52). Для пропорционального масштабирования следует удерживать клавишу <Shift>.

Рис. 5.52. Изменение масштаба текстового прямоугольника с помощью маркеров габаритного

При выделении текстового блока с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) можно свободно изменять форму, перемещая опорные точки. Все изменения в форме прямоугольника автоматически отрабатываются программой (см. рис.5.53).

Рис. 5.53. Пример изменения формы текстовой рамки и размещения текста

Инструмент Direct Selection (Частичное выделение) () проще применять в контурном режиме (outline), поскольку в обычном режиме контур текстового прямоугольника не отображается. Кроме прочего, при выделении нужно постараться не попасть на базовые линии текста, иначе будет выделен текст, а не текстовая рамка.

Физические пиксели - реальные точки отображаемые устройством вывода, т.е. наименьшие физические элементы поверхности отображения, которые можно обработать аппаратным или программным способом. На практике устройства вывода формируют отдельный пиксель их нескольких более мелких элементов, в большинстве устройств вывода - это несколько по-разному окрашенных точек, которые человеческий глаз находясь на достаточном расстоянии воспринимает как единный однообразный пиксель. Так как физические пиксели занимают определенную площадь поверхности отображения, то на расстоянии между двумя соседними пикселями вводится ограничение.
Построение сопряжений и нанесение размеров