Компьютерная графика Векторные файлы Физическое и логическое сжатие Алгоритм художника Трехмерная графика Растровая графика

Лабораторная работа №3

Использование локальных систем координат при получении изображений предметов

Цель: Изучение методов построения взаимосвязанных изображений деталей с использованием: 1) локальных систем координат; 2) вспомогательных прямых; 3) команд инструментальной панели Геометрия;

4) нанесения штриховки.

Содержание: выполнение задания «Разрезы» (см. рис. 3.22).

3.1 Использование локальных систем координат при построении

 изображений изделий

Система координат – это фиксированная система, включающая точку (начало координат) и связанные с ней оси для определения положения объектов в пространстве и на плоскости чертежа. Начало отсчета предполагается в точке с координатами (0, 0, 0). Положительное направление оси абсцисс (ось x системы координат) и оси ординат (ось y системы координат) соответствует направлению стрелок пиктограммы системы координат, которая размещается в нижнем левом углу окна чертежа.

В системе КОМПАС применяются  ортогональные (декартовы) системы координат. При создании чертежа используется плоская система координат, которая имеет две оси – ось абсцисс Ox и ось ординат Oy. При трехмерном моделировании добавляется еще одна ось – ось аппликат Oz. При создании пространственных моделей оперируют также такими понятиями, как фронтальная, горизонтальная и профильная плоскости. Проекции на эти плоскости – это виды чертежа: вид главный (спереди), сверху и слева, соответственно.

В системе КОМПАС существует понятие глобальной и локальной систем координат. Можно создавать и удалять локальные системы координат (ЛСК), но нельзя изменять глобальные.

Последовательность создания локальной системы координат следующая:

Создайте документ Чертеж.

Щелкните по кнопке  – Локальная СК, расположенной на панели инструментов.

Щелкните графическим курсором в том месте чертежа, где вы хотите поместить центр создаваемой системы координат, либо, воспользовавшись Панелью свойств (рис. 3.1), в поле т введите координаты этого центра относительно глобальной системы координат.

Перемещая мышь, задайте угловое положение ЛСК относительно глобальной системы координат или в поле Угол / Панели свойств непосредственно введите это значение.

Для создания ЛСК щелкните левой кнопкой мыши на свободном поле чертежа.

Чтобы прекратить создание системы координат, щелкните правой кнопкой мыши и из появившегося контекстного меню выберите пункт Прервать команду, либо щелкните по кнопке , расположенной на панели специального управления.

  Текущая локальная СК

 Задание новой локальной СК

Рис. 3.1. Содержание Панели свойств при создании локальной системы координат

На рис. 3.2 приведен пример задания локальной СК при формировании вида детали сверху. Как видно из рисунка, локальная система координат размещена в центральной точке вида сверху.

Локальная СК может быть привязана к объекту, для чего необходимо включить кнопку Выделить и ввести команду Объект (рис. 3.3). При этом нужно указать точку на объекте (на рис. 3.3 – данную точку необходимо задать на окружности) графическим курсором.

При таком варианте настройки локальной СК необходимо проверить включение глобальной привязки Центр. Для этого нужно щелкнуть по кнопке  – Глобальная привязка панели инструментов Текущее состояние. В открывшемся окне Установка глобальных привязок (рис. 3.4) установить опцию Центр. Центр локальной СК при этом совместится с центром указанной окружности.

 

 

3.2 Создание видов

Программа КОМПАС позволяет получить информацию о видах текущего документа. Для этого необходимо щелкнуть на панели Главное меню по пункту Сервис. В появившемся выпадающем меню щелкнуть по пункту Состояние видов (рис. 3.5)

Первым в списке видов представлен под нулевым номером Системный вид. Параметры Системного вида жестко зафиксированы и не могут быть изменены. Он всегда имеет номер 0, угол поворота в градусах 0, имя Системный вид, точку привязки (начало координат листа) – левый нижний угол документа. Он может содержать изображения любых геометрических объектов в масштабе 1:1. Для включения отображения названия видов на экране нужно выбрать из Главного меню пункт Вид и в выпадающем меню выбрать строку – Дерево построения (рис. 3.6).

Для создания видов

необходимо:

Выбрать элементы падающего меню Вставка / Вид.

На Панели свойств задать

(рис. 3.7):

а) номер и название вида;

б) масштаб вида;

в) угол наклона.

Графическим курсором указать базовую точку вида.

Изменение параметров вида осуществляется с использованием Дерева построений. Для вывода изображения дерева построений необходимо указать элемент падающего меню Вид и строку Дерево построений.

Для установления текущего вида необходимо нажать кнопку  – Состояние видов на панели Текущее состояние и выбрать необходимый вид. Ниже представлено изображение Дерева построения с двумя созданными видами (рис. 3.8).

Каждый вид на чертеже может находиться в одном из четырех возможных состояний: Текущий, Фоновый, Невидимый, Активный.

Текущий (т) вид всегда единственный в чертеже. В этом виде можно выполнять любые операции по вводу, редактированию и удалению объектов.

 

 

Фоновый вид доступен только для выполнения операций привязки к точкам или объектам. Эти виды недоступны для редактирования.

Невидимые (погашенные) виды отображаются на чертеже только габаритными рамками.

Активными видами могут быть сразу несколько видов. Если вид не является фоновым или погашенным, то он считается активным. Текущий вид также является активным.

Для установки требуемого состояния видов необходимо использовать команды Сервис / Параметры / Система / Графический редактор / Виды.

Для выбора масштаба изображения следует выбрать пункт Сервис Главного меню, в выпадающем меню строку Параметры листа, затем строку Вид и Масштаб (рис. 3.9).

Изменение масштаба изображения может быть выполнено несколькими способами (п. 1.4.4).

Выпадающее меню кнопки Вид открывает строку Масштаб (рис. 3.10), а затем способ увеличения, например, Увеличить рамкой. В этом случае на Панели свойств появляется сообщение «Укажите начальную точку». Переместив графический курсор в левый верхний угол рамки, необходимо щелкнуть мышью. Появится сообщение «Укажите конечную точку рамки». Следует переместить курсор в правый нижний угол рамки и щелкнуть мышью. Изображение в рамке будет увеличено.

Инструментальная панель Вид (рис. 3.11) содержит кнопки, которые также позволяют изменить масштаб изображений.

   Увеличить масштаб рамкой.

  Увеличить масштаб.

  Уменьшить масштаб.

  По выделенным объектам.

Более подробно кнопки этой панели рассмотрены в п. 1.3.2.

Палитра - карта цветов - карта индексов - таблица перекодировки. Она представляет собой одномерный массив цветовых величин. С помощью палитры цвета задаются косвенно, посредством указания их позиций в массиве. При использовании этого метода данные записываются в файл в виде индексов, что позволяет сократить объем памяти. Растровые данные, в которых используется палитра называется растровыми данными с косвенными или псевдо-цветной записью.
Графические библиотеки в языках программирования