Практикум по компьютерной графике Лабораторные работы по компьютерной графике Создание 3D-модели Понятие композиции

Отверстие

Команда Отверстие позволяет создать круглые ступенчатые отверстия различной конфигурации.

Перед вызовом команды требуется выделить плоский объект (плоскую грань детали, вспомогательную или конструктивную плоскость), на котором должно располагаться отверстие. Для вызова команды нажмите кнопку  Отверстие на инструментальной панели редактирования детали. Элементы управления вкладки становятся доступными после указания отверстия.

Для указания нужного отверстия и настройки его параметров служит панель Выбор отверстия на вкладке Параметры Панели свойств (рис. 7.4).

Панель выбора отверстия разделена на несколько областей. В первой из них содержится структура библиотеки отверстий («дерево» разделов), во второй – перечень элементов выбранного раздела. Команды контекстного меню первой и второй области позволяют управлять представлением их элементов, а также отображением областей комментария и просмотра. Область комментария к выбранному типу отверстия содержит описание геометрических параметров его формы. В области просмотра показывается эскиз профиля отверстия и размеры, управляющие параметрами профиля. Таблица численных значений параметров занимает нижнюю часть окна.

Выбрав отверстие, введите значения его параметров в соответствующую колонку таблицы. Не все значения размеров можно менять в произвольном порядке. Например, нельзя сделать диаметр резьбы меньше диаметра отверстия. Если требуется уменьшить диаметр резьбы, сначала измените диаметр отверстия, а затем диаметр резьбы.

После ввода нового значения параметра в колонке Изменен напротив его имени появляется «галочка». Щелчок на ней мышью позволяет вернуть исходное значение параметра.

Группа переключателей  Способ построения на вкладке Параметры позволяет выбрать способ определения глубины отверстия: На глубину, Через все, До вершины.

Фантом отверстия с заданными параметрами отображается в окне модели. Точка привязки отверстия по умолчанию располагается в начале локальной системы координат плоского объекта, на котором создается это отверстие.

Чтобы разместить отверстие в нужном месте плоского объекта, расфиксируйте поле т на вкладке Параметры и укажите положение отверстия мышью или введите координаты центра отверстия.

Чтобы выбрать направление построения отверстия, активизируйте соответствующий переключатель направления на Прямое или на Обратное .

Настройка свойств поверхности отверстия проводится на вкладке Свойства Панели свойств.

На рис. 7.5 показан в разрезе пример выполнения трех различных отверстий, конфигурация которых взята из библиотеки центровых отверстий.

7.1.4 Ребро жесткости

Команда Ребро жесткости позволяет создавать ребра жесткости детали.

Команда доступна, если выделен один эскиз.

Требования к эскизу ребра жесткости следующие. Контур в эскизе ребра жесткости может не доходить до тела детали. В этом случае система продолжит конур до пересечения с ближайшей гранью. Криволинейные контуры продолжаются по касательным к ним в крайних точках.

Для вызова команды нажмите кнопку  (Ребро жесткости) на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название в меню Операции.

Переключатель Положение на вкладке Параметры панели свойств управляет ориентацией ребра в двух направлениях: В плоскости эскиза и Ортогонально плоскости эскиза. Направление построения ребра жесткости показано фантомной стрелкой в окне детали. Если требуется изменить автоматически выбранное направление, активизируйте другую опцию в группе (Направление). Этот переключатель имеет два направления: Прямое и Обратное.

На рис. 7.6а показано формирование ребра жесткости с использованием команды Ортогонально плоскости эскиза в переключателе  Положение и команды Прямое в переключателе  Направление. Результат формообразования приведен на рис. 7.6б.

Если требуется, чтобы боковые грани ребра имели уклон, введите в поле Угол уклона значение угла. Направление уклона граней ребра жесткости – только наружу, изменить его нельзя.

Если эскиз ребра жесткости состоит из нескольких отрезков или дуг, кнопка Следующий позволяет указать нужные отрезки или дуги, задающие направление уклона.

Для определения толщины ребра жесткости выберите способ задания толщины стенки из списка Тип построения тонкой стенки на вкладке Толщина Панели свойств. Затем введите нужное значение в поле Толщина стенки (рис. 7.7).

На рис. 7.8 показана модель с ребром жесткости толщиной 5 мм, выполненное с уклоном 20°

Если выбрано создание ребра жесткости в двух направлениях, то толщину требуется ввести дважды (для направлений внутрь и наружу).

Если плоскость эскиза (или перпендикулярная ей плоскость) была выбрана в качестве средней плоскости элемента, то введенное значение толщины считается общим (в каждом направлении откладывается его половина).

Изменение толщины или способа ее определения отображается на фантоме ребра жесткости в окне детали. Это поз­воляет оценить правильность задания параметров стенки и при необходимости откорректировать их.

7.1.5 Уклон

Команда Уклон позволяет придать уклон плоским граням, перпендикулярным основанию, или цилиндрическим граням, образующие которых перпендикулярны основанию. Для вызова команды нажмите кнопку  (Уклон) на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название в меню Операции.

Чтобы выбрать основание, активизируйте переключатель  Основание и укажите нужную грань в окне детали.

Если основание выбрано неверно, его можно указать повторно, не выходя из команды. Просто щелкните мышью по нужной грани. Выделение с ранее указанной грани будет снято. Вновь указанная грань окажется выбранной в качестве основания уклона.

Чтобы выбрать грани, выполняемые с уклоном, активизируйте переключатель   Грани и укажите нужные грани в окне детали.

Чтобы исключить какую-либо грань из числа выбранных, укажите ее в окне детали повторно. Выделение этой грани будет снято. Она не будет учитываться при построении.

Результат выполнения команды Уклон показан на рис. 7.9 (основание – нижняя грань, уклоняемая грань – левая боковая).

Иногда в качестве основания можно указать разные грани. При этом результат выполнения команды будет зависеть от взаимного положения основания и уклоняемой грани.

Введите угол уклона в поле Угол на вкладке Параметры Панели свойств.

Переключатель  Уклон позволяет выбрать направление уклона – внутрь или наружу.

Если грань, указанная для выполнения операции, гладко соединяется с другими гранями, то им автоматически придается уклон с теми же параметрами, что были заданы для выбранной грани. При создании уклонов следует придерживаться следующих рекомендаций:

не наклоняйте каждую грань в отдельности. Если возможно, указывайте при выполнении команды Уклон как можно большее количество граней, которые требуется наклонить под одинаковым углом к одному и тому же основанию. В этом случае расчеты при перестроении модели будут производиться быстрее;

если требуется скруглить одно или несколько ребер, ограничивающих уклоняемую грань, сделайте это после придания грани уклона.

Настройка свойств поверхности уклона находится на вкладке Свойства. Чтобы подтвердить создание уклона, нажмите кнопку  (Создать объект).

Прервать построение можно, нажав кнопку Прервать команду или клавишу Esc.

Команда не выполняется, если система обнаружит, что грани, перестроенные в соответствии с заданными параметрами уклона, не образуют тело.

Если применить команду Уклон к грани, уже наклоненной к основанию под каким-либо углом, то этот угол учитываться не будет.

Применение команды Уклон наиболее эффективно на завершающих этапах проектирования литых деталей, когда отдельным граням требуется придать небольшой уклон для облегчения выемки отливок из форм.

7.1.6 Сечение

При создании трёхмерной модели возникает необходимость отсечения части детали. Границей сечения может служить базовая плоскость либо эскиз. Для этих целей предусмотрены две команды: Сечение плоскостью и Сечение по эскизу.

В комп. графике различают понятия создания и визуализации изображения. В комп. графике выполнение работы иногда отделено от его графического представления. Одним из способов завершения комп. графич. процесса является вирт. вывод, т.е. вывод файла на какое-нибудь запоминающее устройство. Данные, которые были выведены в файл могут быть в последствии восстановлены и использованы для графич. представления. Изображением считается визуальное представление реального объекта, зафиксированное человеком с помощью нек. механич., электронного или фотографического процесса. В комп. графике изображением считается объект, воспроизв-й устройством вывода.
Построение сопряжений и нанесение размеров