Практикум по компьютерной графике Лабораторные работы по компьютерной графике Создание 3D-модели Понятие композиции

Понятие композиции. В основе теории композиции лежит понимание того, что очень многое воспринимается людьми подсознательно, на уровне инстинктов и рефлексов. На одно то же расположение объектов практически у всех людей проявляется одинаковая реакция. Различное в способно вызывать противоположные ощущения человека.

Отсюда следует, что практически любое композиционное решение должно быть обоснованно. В основе композиции, если несколько утрировать, лежат два понятия: единство и контраст.

Единство. Это понятие включает в себя множество требований, которые должны приводить к одной цели. Единство‑это не способ, а цель дизайне, требование, чтобы конечном итоге работа, будь то логотип или веб-страница, смотрелась единым целым. На практике это означает, что нужно сильно ограничивать средствах. Не бояться, работа будет слишком простой. Наоборот, необходимо стремиться тому, проще вашего дизайна было трудно что-то придумать. Если есть возможность использовать одну гарнитуру шрифта‑используйте гарнитуру, свести весь дизайн фигуре‑сводите.

Важный компонент достижения единства в композиции‑это достижение равновесия. Равновесие‑залог того, что у людей, которые будут смотреть на вашу работу, не возникнет чувства «здесь что-то так».

Равновесие композиции достигается не только за счет относительно равномерного распределения объектов, но и их размеров, цвета, яркости, формы. Например, если с одной стороны веб-страницы имеется большой текстовый блок, то другой его можно компенсировать иллюстрацией или более темным фоном.

Равновесие бывает двух основных типов: формальное и неформальное.

Формальное равновесие‑один из самых простых способов достижения гармонии в композиции. Оно подразумевает симметрию, которая полном своем виде проявилась архитектуре классицизма: пропорции золотого сечения, строгости форм и т.д.

Формальное равновесие может отлично подчеркнуть такие качества, как;

-консерватизм;

-постоянство;

-устойчивость;

-достоинство.

В настоящее время намного чаще используется второй тип равновесия, а именно неформальное. Оно не имеет таких явных примет, как формальное, поэтому достигается во многом благодаря интуиции и вкусу.

Неформальное равновесие достигается множеством способов, но суть их сводится к одной достаточно простой мысли: можно все, кроме симметрии. То есть если на веб-странице или рекламной листовке размещена крупная фигура и она сильно доминирует над остальными, то уменьшить ее яркость, изменив цвет остальных фигур. И наоборот, крупный текстовый блок очень легко уравновешивается гораздо меньшей по размерам, цельной фигурой. Сложнее всего в достижении неформального равновесия не нарушить первое правило, основное правило‑все делать просто. Множество вариантов приводит обычному нагромождению объектов вместо современного дизайна. Для единства композиции важно, чтобы все элементы (в меру возможностей) были расположены с соблюдением единого ритма.

Ритм‑это соблюдение определенного чередования объектов и пустых мест либо других в композиции. В стремлении достигнуть ритма (а он свою очередь сильно влияет на общий «настрой» работы) необходимо избегать самого простого решения‑явной симметрии.

Контраст‑это основа современного дизайна. Все более-менее профессиональные решения или основаны на контрасте, содержат контраст в качестве компонента. С одной стороны, контраст‑это антипод единства. Он не добивается цельности композиции, наоборот, цель контраста заключается подчеркивании различий между объектами. Но стоит противопоставлять эти два понятия и думать, что они несовместимы. Именно «золотая середина» контрастом единством‑это то, к чему нужно стремиться. Один из лучших приемов достижения контраста‑разница размерах одинаковыми геометрическими фигурами.

Форму лучше использовать для того, чтобы подчеркивать единство композиции. Дело в том, что криволинейные и прямолинейные фигуры имеют между собой слишком явный, грубый, натуралистичный контраст, на котором очень немногие могут построить профессиональную работу. Если же схожи (как, например, квадрат треугольник), то их сочетание вызывает чувство незаконченности работы.

1.2. Пять наиболее распространенных ошибок дизайнеров

В данном разделе описывается несколько основных ошибок, которые делают практически все, кто пробует себя в области дизайна, будь то дизайн для Web или полиграфический. Разберем эти ошибки:

-Чрезмерное усложнение. Это самая главная ошибка, которая встречается очень часто и влечет за собой множество других. Проблема вытекает из того, что молодые дизайнеры боятся, зрители не увидят они хорошо владеют, скажем, Photoshop или CorelDRAW. Поэтому появляются сайты, в которых все кнопки‑это gif-анимация, элементы интерфейса непременно имитируют объем, а цвета текстовых блоков ярки. Таких приемов нужно избегать.

-Чрезмерное упрощение. B отличие от усложнения, данному принципу подвержены даже профессиональные дизайнеры, но чаще‑те, кто пытается делать современные и работы, не имеет для этого достаточно знаний или опыта. Нужно всегда помнить: все, что делается, должно понравиться зрителям. Если это ультрасовременная работа на конкурс, то упрощение до минимума может помочь. Но плаката, рекламирующего к примеру шоколадные конфеты, подобное решение станет пустой тратой денег заказчика собственного времени. Ведь большинство людей, особенно те, кого принято называть «потребителями», любят вовсе «Черный квадрат» Малевича, а Шишкина, Васнецова, Валеджо т.д. Поэтому дизайн них должен быть соответствующий. Однако стоит путать с упрощением академический стиль в веб-дизайне. Этим стилем можно подчеркнуть, данной страницы никакого значения, так как главное‑содержание. В частности, академическом стиле выполнена самая большая старая сетевая библиотека Рунета-http://www.Hb.ru.

-Использование приевшегося стиля. Многие начинающие дизайнеры делают работу в стилях, которые осуществляются по стандартным шаблонам и всем уже успели надоесть. Выделим три стиля, можно увидеть очень часто.

1.Стиль рекламных плакатов Маяковского. Маяковский для русских дизайнеров является основоположником‑ведь именно он практически создал стиль современного рекламного плаката, а введенные им тезисы доминировали в течение многих десятилетий. Но сегодня такая стилизация уже признаком дурного вкуса.

На свете слишком много подобных работ, чтобы еще одна стала оригинальной.

2.Стиль советского агитационного плаката. Плакат, известный как «Родина-мать зовет!», который грубо переделанный под рекламу куриных окорочков‑очень непрофессиональная работа. Интересно, что к имитации такого дизайна прибегают и крупные фирмы, которые могли бы себе позволить более профессиональный современный дизайн.

3.Американский патриотический стиль. В начале 90-х г. проявления этого стиля текстуры в виде американского флага, силуэты статуи Свободы, Манхэттена и некоторые другие символы встречались на каждом углу, чем смогли порядком утомить людей. Необходимо избегать стиля, если работа делается для аналогичного русскоязычного рынка.

-Противоречие привычкам чтения. Западная цивилизация, в том числе и мы, привыкла к одной системе чтения‑слева направо сверху вниз. К сожалению, это забывают многие дизайнеры, нарушающие порядок следования слов предложении или предложений тексте. Это, конечно, совсем не запрещенный пример, но результатов его удачного использования мало, А неудачного – очень много. Во многом этот пример возвращает нас первой ошибке: бойтесь простоты, подобных ошибок удастся избежать.

-Неоригинальность приемов. Есть несколько приемов, которые дизайнеры используют слишком часто. Самый яркий пример‑поиск аналогий между словами. Поиск вхождений одних слов в другие (рис.1.7)‑прием, который используется

УРOK!

Рис. 1.7

Лет десять назад подобное решение можно было бы назвать удачным, но сегодня трудно сделать дизайн, основанный на поиске аналогий в написании слов, чтобы не продублировать кого-то, кто сделал это раньше. Нужно стараться как меньше прибегать к данному приему, сделанная работа была действительно оригинальна.

В комп. графике различают понятия создания и визуализации изображения. В комп. графике выполнение работы иногда отделено от его графического представления. Одним из способов завершения комп. графич. процесса является вирт. вывод, т.е. вывод файла на какое-нибудь запоминающее устройство. Данные, которые были выведены в файл могут быть в последствии восстановлены и использованы для графич. представления. Изображением считается визуальное представление реального объекта, зафиксированное человеком с помощью нек. механич., электронного или фотографического процесса. В комп. графике изображением считается объект, воспроизв-й устройством вывода.
Построение сопряжений и нанесение размеров