Практикум по компьютерной графике Лабораторные работы по компьютерной графике Создание 3D-модели Понятие композиции

Для выравнивания объектов приняты следующие правила:

-если объекты выделяются последовательно (с помощью клавиши <Shift>), то выравнивание происходит по последнему выделенному объекту;

-если объекты были выделены с помощью штриховой рамки, то выравнивание происходит по тому объекту, расположение которого совпадает кнопкой (например, правому краю будет осуществляться самого правого объекта и т. д.).

Удаление объектов. Для удаления выделенного объекта или выделенной совокупности объектов следует нажать клавишу <Delete> <Backspace>. Тот же результат можно получить, выполнив команду Clear (Очистить) меню Edit (Правка).

Вращение осей X и Y. По умолчанию при открытии нового документа оси Y располагаются параллельно горизонтальной вертикальной сторонам экрана (рабочего листа). Оси можно необходимости повернуть на любой угол, если ввести соответствующее значение в диалоговом окне Preferences (Установки).

Вращение осей может потребоваться, если все элементы (в том числе еще не созданные) должны располагаться под одинаковым углом (эта возможность .пригодится тем дизайнерам, которые мыслят себе оформления страницы без расположения элементов в такой степени, что многие заказчики считают дизайном все, «располагается наискосок»).

После вращения осей на определенный угол все помещаемые странице объекты располагаются под этим углом (см. рис.5.10).

Для того чтобы установить угол поворота осей, необходимо командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка) вызвать диалоговое окно и открыть раздел General (Основные).

В поле Constrain Angle (Угол поворота осей) следует ввести значение угла вращения осей: положительное вращает оси против часовой стрелки, а отрицательное‑по стрелке.

>

Рис. 5.10 . Влияние установки значения в поле Constrain Angle: (1) рисование эллипса осях по умолчанию, (2) осях, повернутых на 30 градусов

Значение угла сохраняется в файле установок программы Adobe Illustrator CS2, и все новые документы будут использовать эту установку до тех пор, пока не будет введено новое значение или удален файл (в последнем случае программа возвращает установки по умолчанию). Эта установка значений влияет на расположение текстовых объектов, углы градиентных растяжек, объекты, которые создаются с помощью инструментов групп Rectangle (Прямоугольник), Ellipse (Эллипс) Graph (Диаграмма). Угол вращения осей операции масштабирования, зеркального отражения, перемещения объектов клавиш управления курсором, а также отображение углов палитре Info (Инфо). Кроме того, при нажатии клавиши <Shift> перемещение рисование направлении, кратном 44 градусам, отсчитывается от повернутых координат.

Следует обратить внимание, что повернутая система координат не влияет на уже существующие объекты, создаваемые инструментами Pencil (Карандаш) и Autotrace (Автотрассировка), а также операции вращения объектов создания серии промежуточных форм (blend).

Расположение объектов в вертикальной "стопке". В векторных программах, том числе программе Adobe Illustrator CS2, все объекты независимы друг от друга: каждый объект можно произвольно перемещать и трансформировать без малейшего влияния на другие объекты. Однако если перекрываются, то проявляется единственная зависимость их с заливкой, который располагается самом верхнем уровне, может перекрывать любые нижележащие

Расположение векторных объектов на плоскости напоминает принцип аппликации (см. рис.5.11): объект, который "пришивается" или "приклеивается" раньше, может перекрываться объектом, позже. Это означает, что все векторные объекты располагаются в виде некоторой бесконечной "стопки". Даже самый невзрачный объект располагает своим собственным уровнем общей "стопке". Естественно, этой "стопки" могут свободно "перетасовываться".

Перемещение объектов в "стопке". Все команды по перемещению "стопке" скрыты меню Object -> Arrange (Объект Монтаж). Таких команд четыре.

-Команды Bring to Front (На передний план) и Send Back задний перемещают выделенный объект, соответственно, на самый верхний или нижний уровни.

-Команды Bring Forward (Сдвинуть вперед) и Send Backward назад) перемещают выделенный объект, соответственно, на один объект выше или ниже.

>

Рис. 5.11. Расположение векторных объектов в "стопке" (принцип аппликации объектов)

Если объект является частью какой-либо группы, то команды Bring to Front (На передний план) и Send Back задний перемещают выделенный на верхний/нижний уровень в пределах группы.

Вставка объекта в "стопку". Команды Paste in Front (Вклеить вперед) и Back назад) меню Edit (Правка) позволяют поместить объект, который хранится буфере обмена Clipboard, под выделенный объект или над выделенным объектом. Эти команды удобно использовать вместо команд Bring Forward (Сдвинуть Send Backward назад), если документе множество объектов нужно относительно другого объекта. Для этого используется команда Cut (Вырезать) (Правка), которая временно переносит буфер обмена. Затем следует выделить которого помещается хранящийся буфере, выполнить одну из рассматриваемых команд.

Если при выполнении этих команд нет ни одного выделенного объекта, то объект из буфера помещается на самый верхний или нижний уровень, соответственно.

При вставке из буфера нескольких объектов все они сохраняют собственный порядок и располагаются под или над выделенным объектом.

Для того чтобы переместить объект на определенный слой, необходимо выделить объект, слой в палитре Layers (Слои), а затем выполнить команду Move to Current Layer (Перемещать текущий слой) меню Object -> Arrange (Объект Монтаж).

Палитра Transform. В палитре Transform (Трансформирование) (см. рис.5.12) отображается некоторая текущая информация о выделенном объекте, кроме того, она позволяет трансформировать объект (перемещать, масштабировать, вращать и изменять размер) путем введения новых значений в соответствующие поля.

Для отображения палитры на экране следует выполнить команду Transform (Трансформирование) меню Window (Окно).

>

Рис. 5.12. Палитра Transform с раскрытым меню команд

В левой части палитры представлено условное обозначение основных (фиксированных) точек объекта (угловых точек, центров сторон и центральной точки прямоугольника, в который вписывается объект). Выделенная точка служит точкой, относительно которой происходит трансформация (например, перемещение или вращение).

Для перемещения объекта по горизонтали и вертикали следует ввести соответствующие значения в поля X/или Y.

Для определения размера объекта необходимо ввести соответствующие значения в поля W (Ширина) и Н (Высота).

Для вращения объекта следует ввести значение угла поворота в нижнее поле слева, а для наклона объекта‑значение справа или выбрать одно из предлагаемых значений списке.

Для того чтобы программа "отработала" введенное значение, следует нажать клавишу <Enter> или <Таb>.

В меню палитры представлены следующие команды:

-Flip Horizontal (Горизонтальное отражение) ‑обеспечивает переворот объектов по горизонтали;

-Flip Vertical (Вертикальное отражение)‑обеспечивает переворот объектов по вертикали.

Перечисленные ниже команды расширяют возможности трансформирования объектов с обводками, заливками и эффектами.

-Выбор команды Scale Strokes and Effects (Масштабирование обводок и эффектов) обеспечивает наряду с трансформированием объекта трансформирование параметров обводки.

-Активизированные команды Transform Object Only (Трансформировать только объект), Pattern декоративную заливку), Both объект и заливку) обеспечивают один из вариантов трансформирования объекта заливки.

Инструмент Measure. Работа оформителя (дизайнера), в отличие от творчества свободного художника, требует подчас большой точности расположении элементов или выдерживании каких-либо размеров, нарушение которых недопустимо.

В программе Adobe Illustrator CS2 предусмотрен специальный инструмент Measure (Линейка) (см. рис.5.13), с помощью которого легко измерить расстояние между любыми точками и определить угол наклона.

Показания инструмента отображаются в палитре Info (Инфо) (рис.5.13):

-расстояние по осям X и Y (поля X, , соответственно);

-абсолютное расстояние по горизонтали и вертикали (поля W, Н, соответственно);

>

Рис. 5.13. Инструмент Measure и палитра Info

-общее расстояние;

-угол наклона.

Все значения, кроме угла, отображаются в единице измерения, определенной разделе Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки) или диалоговом окне Document Setup (Параметры документа).

Для того чтобы выполнить измерение, следует включить инструмент Measure (Линейка) и щелкнуть в конечных точках‑палитра Info (Инфо) отобразит полученные значения. Если необходимо непрерывное отображение процесса измерения, то после щелчка исходной точке кнопку мыши удерживать вести ее нужном направлении‑палитра будет оперативно отображать все текущие

Направляющие линии и сетка. Важнейшими средствами, предназначенными для повышения точности работы, являются направляющие (guides), аналог которых‑тонкие карандашные разметочные линии, сетка (grid), которой‑миллиметровая бумага. Нет необходимости добавлять, что компьютерные варианты этих средств имеют гораздо больше полезных качеств, чем их "бедные предки".

Размерность сетки может произвольно изменяться в диапазоне от 0,01 до 342,77 мм. Направляющие линии и сетка могут служить не только деле обеспечения точности удобства, но для создания модульных сеток, разметки документа по эстетическим критериям пропорциональности меры.

Направляющие линии. Строго говоря, термин «направляющие линии» является обобщением направляющих двух типов:

-линеек направляющих, которые пересекают по горизонтали и вертикали все рабочее поле программы;

-объектов направляющих, которые конвертируются из любых объектов (кроме шрифта).

По умолчанию все вновь создаваемые направляющие линии фиксируются (locked). Однако в любой момент фиксацию можно отключить и переместить направляющую новое положение, удалить, изменить параметры т. д.

Для того чтобы получить возможность создавать линейные направляющие, необходимо вывести на экран измерительные линейки, выполнив команду Show Rulers (Показать линейки) меню View (Просмотр).

Измерительные линейки необходимы, поскольку они "скрывают" бесконечное число вспомогательных линеек, которые "вытаскиваются" из них с помощью кнопки мыши (рис. 5.14):

>

Рис. 5.14 . Пример горизонтальных и вертикальных направляющих линий

-из верхней измерительной линейки‑горизонтальные линейки;

- из левой измерительной линейки‑вертикальные линейки.

Впрочем, если удерживать клавишу <Alt>, то можно из верхней линейки получить вертикальные направляющие, а левой‑горизонтальные.

Для того чтобы любой объект (или совокупность объектов) превратить в «направляющий» (рис. 5.15), достаточно выделить его и выполнить команду Make Guides (Образовать направляющие) меню View->Guides (Просмотр-> Направляющие).

>

Рис. 5.15. Любой объект, кроме шрифта, может быть конвертирован в "направляющий"

Логические пиксели- имеют местоположения, но не занимают физического пространства=>при отображении значение логических пикселей в физические пиксели учитываются реальные размеры и расположения физических пикселей. Пиксельная глубина устройства отображения - принятая глубина 1,4,8,24,32 бит. Изображения, которые хорошо визуализируются в ч/б исполнении логично хранить в виде однобитовых данных. Для устройств, которые способны достичь и превысить цветовосприятие чел. Глаза исп-ся термин "полно цветные" или "truecolor".
Построение сопряжений и нанесение размеров